Усадьба Марьино
- Культурное наследие
- Ленинградская обл, Тосненский р-н, д. Андрианово
- +7(901)316-00-96
- Посмотреть на карте
http://www.usadbamaryino.ru
Расписание
Понедельник
09:00 - 20:00
Вторник
09:00 - 20:00
Среда
09:00 - 20:00
Четверг
09:00 - 20:00
Пятница
09:00 - 20:00
Суббота
09:00 - 20:00
Воскресенье
09:00 - 20:00
В 60-ти км. от Санкт-Петербурга расположился один из самых пышных усадебных ансамблей России XIX века – родовое имение Строгановых-Голицыных усадьба «Марьино».
В мае 2009 года усадьба «Марьино» после долгих лет разрухи и запустения вновь открыла свои двери для посетителей. 12 лет – с 1917 по 1929 год усадебный дворец просуществовал как «Музей дворянского быта», и более 80 лет понадобилось для того, чтобы у посетителей вновь появилась возможность увидеть этот замечательный памятник истории и архитектуры начала ХIХ века. Несмотря на сложности, связанные с приобретением, владением и содержанием «исторической недвижимости», новым хозяевам удается поддерживать весь усадебный комплекс и прилежащую территорию в хорошем состоянии и наполнять пространство дворца современным содержанием, предлагая гостям новые формы взаимодействия с музейной средой и проводя интерактивные «кабинетные» реконструкции дворянского быта.
Усадьба «Марьино» получила свое название в честь первой своей владелицы – Марии Яковлевны Строгановой (Новосильцовой), – первое упоминание датируется 1726 годом, с момента начала постройки дома. Однако, официальным «рождением» родового гнезда Строгановых-Голицыных можно считать 1811 год, когда имение перешло в собственность графа Павла Александровича Строганова и его супруги Софьи Владимировны Строгановой, в девичестве Голицыной.
Часть исследователей рассматривает «Марьино» как памятник Отечественной войне 1812 года: героям шведской, турецкой и наполеоновской военных кампаний. Однако историческое и культурное значение дворца необходимо рассматривать гораздо шире: при Софье Владимировне Голицыной усадьба стала настоящим культурно-историческим центром, где были собраны множественные художественные произведения и богатейшая библиотека, насчитывающая десять тысяч томов книг на нескольких языках, составлялись мемориальные коллекции различной тематики. Помимо этого, благодаря своей меценатской и просветительской деятельности, а так же личному знакомству с членами царской семьи и деятелями культуры, Софье Владимировне удалось превратить усадьбу в место паломничества выдающихся представителей своего времени. В разное время здесь бывали особы императорского двора. Усадьба была излюбленным местом развлечений и салонных утех дворянства, принимала деятелей культуры и искусства. Но одной из самых запоминающихся фигур, связанных с историей усадьбы, остается мать Софьи Владимировны – княгиня Наталья Петровна Голицына (Чернышева), – более четверти века проживавшая здесь, и ставшая прообразом знаменитой «Пиковой дамы» одноименной драмы Александра Сергеевича Пушкина.
Софья Владимировна, оставшись без сына и мужа, много сил отдавала дворцовому управлению и развитию приусадебного хозяйства. Для укрепления финансово-хозяйственной базы поместья здесь были устроены небольшие заводы, теплицы, оранжереи, конюшни. Известно так же, что графиня Строганова отличалась прогрессивными взглядами, обладала особыми талантами к администрированию. Ею была создана собственная, не лишенная оригинальности демократическая система Марьинского правления, состоящего из крестьян – бурмистра, десятника, старосты, мирского суда, управляющего и смотрителей. Для того времени привлечение крестьян к управлению усадьбой и приусадебным хозяйством было весьма смелым решением, что не могло быть не замеченным обществом.
За свою более чем 200-летнюю историю в усадьбе сменилось множество хозяев: это и титулованные дворяне в первые годы жизни дворца, и детдомовские дети после войны. После революции Марьино было превращено в «Музей истории дворянского быта». К счастью, местное население хорошо относилось к хозяевам, и именно поэтому имение не было разграблено после революции. Музей просуществовал всего 12 лет и был закрыт: несмотря на всю богатейшую музейную ценность и историю дворца, всех знаменитых ее владельцев, значимых государственных деятелей, музыкантов и людей искусства, которые посещали «Марьино», в 1929 году усадьба была перепрофилирована в дом отдыха для творческих и музейных работников. Причем, разрешение на пребывание здесь давал заведующий музейным фондом Ленгорисполкома, который лично выписывал путевки в «Марьино». Долгие годы здесь находили комфортный приют действительно выдающиеся деятели искусств и культуры.
В 30-е годы музей расформировывают; несмотря на то, что в отчете указано, что предметы экспозиции во дворце отсутствовали, остатки коллекций были частично распроданы на аукционах, а частично пополнили собрание таких значительных музеев, как «Эрмитаж» и «Русский музей». Сейчас выставка живого интерьера в русском отделе «Эрмитажа» во многом построена на вещах из усадьбы «Марьино»: в частности, там практически полностью собран готический кабинет Софьи Владимировны Голицыной, который был сделан в сороковые годы 17 века, в эпоху всеобщего увлечения большинства русских аристократов и царствующих особ романами Вальтера Скотта и готическим искусством. Позднее усадьба перешла во владение Горно-геологического НИИ. В годы войны во дворце располагался немецкий штаб, где находился госпиталь, казино, квартировали немецкие офицеры. В пятидесятые годы усадьба приютила воспитанников детского дома, а в девяностые годы здесь находился профилакторий Тосненского завода по производству пороха.
В 2008 году дворец Строгановых-Голицыных был приобретен в частную собственность директором ООО «Деловой Альянс» Галиной Степановой. Примечательно, что номенклатурный шифр усадьбы «Марьино» после покупки не изменился. По словам Натальи Ющенко, директора Тосненского историко-краеведческого музея, раньше аббревиатура «СГ» включала в себя первые буквы фамилий знаменитых владельцев (Строгановы-Голицыны), теперь – первые буквы фамилии и имени новой хозяйки (Степанова Галина). По словам Галины Георгиевны, покупку она не планировала, и первый раз приехала в будущее свое поместье из простого любопытства. Но, когда увидела эту, словно сошедшую со страниц романа настоящую русскую усадьбу именно такой, какой она и описывается обычно в произведениях отечественных писателей – захотелось принять участие в ее к тому времени плачевной судьбе, сохранить этот уникальный памятник дворцово-паркового искусства для потомков.
Садово-парковая зона является визитной карточкой усадьбы: именно она открывается взорам в первую очередь. До реконструкции был только один разрушенный мост и всего одна дорожка, остальное – дремучий лес и популярное место для не очень культурного «нездорового» отдыха. Когда началось восстановление парка, местные жители думали, что скоро территорию обнесут забором, но новые хозяева не собираются ограничивать доступ в парк.
Источник: Ирина Дашевская, статья «Усадьба как музейная среда», журнал «Музей», №1, 2015 г.Источник→ Культура.РФ